Многие помнят из раннего детства совсем немногое.
Забыть свой самый ранний жизненный опыт — хотя он имеет чрезвычайно важное значение — абсолютно нормально. Большинство из нас благополучно забывают события, которые не подкреплены семейными историями и фотографиями. Это естественное явление получило название детской (инфантильной) амнезии.
В одном исследовании, связанном с ранними воспоминаниями, дети 3-летнего возраста смогли вспомнить наиболее важные события, которые произошли с ними в период с 2 до 3 лет. К 7 годам дети помнили уже до 72 % тех же событий, которые они вспоминали в 3-летнем возрасте. Однако к 8-9 годам большинство из них вспомнило только о 35 % опыта, который они ярко описывали в свои 3 года.
К взрослому возрасту в нашей памяти сохраняются единичные воспоминания раннего детского периода.
Так что вы помните?
Остановитесь здесь, задумайтесь, не спешите читать дальше…
Ранние детские воспоминания позволяют пролить свет на то, кем вы являетесь сейчас.
Альфред Адлер — австрийский психолог, психиатр, создатель системы индивидуальной психологии — рассматривал анализ ранних детских воспоминаний в качестве главного метода исследования личности, позволяющего наилучшим образом выявить стиль жизни человека.
Стиль жизни по Адлеру — уникальное соединение черт, особенностей поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека. В ранних детских воспоминаниях отражаются базисные жизненные установки человека, основные его трудности и способы их преодоления. Кроме того, в них мы находим фундаментальную оценку человеком самого себя.
Большинство исследователей уверено в том, что случайных детских воспоминаний не бывает.
Например, Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, величайший исследователь психики человека, австрийский невропатолог, психотерапевт, считал, что детские воспоминания — это позднейшая обработка давних впечатлений, подвергшихся воздействию различных психических сил более позднего времени. Некоторые воспоминания искажены, неполны либо смещены во времени или в пространстве. И это не имеет значения — важен смысл сохранившегося в вашей памяти. Это ключ к настоящему. То, что вы помните, — поддерживает вас на пути к самореализации либо препятствует развитию.
Чаще запоминаются события, связанные с сильными переживаниями — и в большинстве случаев, с неприятными. И нередко эти неприятные детские ситуации превращаются в травматические (именно их мы называем психологическими детскими травмами) и приводят к формирования дезадаптивных схем — паттернов восприятия действительности, активирующихся на протяжении всей жизни при некоторой схожести обстоятельств с событиями в детстве.
Если в ваших ранних детских воспоминаниях сохранились сюжеты, связанные с покиданием вас значимым взрослым (мама внезапно уехала, к примеру, в длительную командировку; вас одного, малышом, забрали в больницу или оставили на ночевку в детском саду и т.д.), или эпизоды с телесными наказаниями, причинением вам физического вреда, вы можете — при внимательном взгляде внутрь себя — обнаружить небезопасное для здоровья подавление эмоций и, возможно, их следствие — психосоматику (психосоматические заболевания), избыточную тревожность или другие невротические проявления.
Изучение ранних детских воспоминаний может значительно ускорить диагностический этап, позволяя получить доступ к глубинным психологическим проблемам наиболее безопасным образом.
Так что вы помните из раннего детства?
© Татьяна Пирогова
Меня зовут Татьяна Пирогова, я психолог, клинический психолог. Опыт работы 15 лет.
Провожу краткосрочное консультирование (от 1 сессии) и длительную терапию.
Подробнее обо мне, проблемах, с которыми я работаю, и стоимости консультации вот здесь — https://pirogova.by/