Предупредить выгорание можно, а вот по поводу его «обратимости-необратимости» ведется много споров. Есть мнения, что излечить эмоциональное выгорание нельзя, но «убежать» от него, полностью изменив свою жизнь, можно. Например, можно «опроститься» — уйти из профессии, переехать в деревню и стать фермером, лесником или пчеловодом, или «усложниться», вернувшись к своим неосуществленным желаниям. Некоторые исследователи указывают на то, что нет доказательств, что включение «выгоревших» специалистов в другую профессиональную сферу приведет к нормализации их эмоционального состояния. С ними спорят другие авторы, указывая на то, что главное в этом деле — мотивация к изменениям. В частности, Г.А. Робертс отмечает, что профилактические и терапевтические меры при синдроме эмоционального выгорания во многом пересекаются.
В профилактике эмоционального выгорания используются разные психотерапевтические подходы (когнитивно-поведенческая терапия, экзистенциальная, психоаналитическая и др.). Их эффективность в данном вопросе, прежде всего, зависит от заинтересованности человека в преодолении выгорания, от его осознанности, мотивации к изменениям, готовности взять на себя ответственность за данные изменения.
Водопьяновой Н.Е. и Никифоровым Г.С. выделены три группы стратегий индивидуально-психологической помощи «выгорающим» специалистам:
1) ресурсосберегающие,
2) ресурсоактивизирующие,
3) ресурсореконструктивные стратегии.
Ресурсосберегающие стратегии направлены на обучение людей регуляции своих стрессовых реакций и состояний. К ним можно отнести: психопросвещение (повышение уровня знаний об эмоциональном выгорании, стрессе, экзистенциальной установке по отношению к жизни), обучение техникам самопомощи (релаксация по Джекобсону, осознанное дыхание, самомассаж), поиск приемлемых способов разгрузки и переключения, обучение тайм-менеджменту (в первую очередь, расстановке приоритетов (например, с помощью матрицы Эйзенхауэра) и нахождению баланса между разными сферами жизни).
Ресурсоактивизирующие стратегии направлены на восполнение профессиональных и личностных дефицитов и организацию поддержки (социальной, профессиональной, эмоциональной).
Для развития профессиональной компетентности используются регулярное (постоянное и непрерывное) повышение квалификации и самообразование (чтение профессиональной литературы).
Для получения поддержки с могут (и должны) участвовать в таких специальных форматах работы, как интервизии, супервизии и/или балинтовские группы.
Интервизия — это групповая работа примерно равных по опыту и статусу психологов. Я являюсь организатором и модератором интервизий. Мы собираемся 2-3 раза в месяц онлайн (в Zoom), а также общаемся в чате. Встречи являются бесплатными. В группе — участники из разных стран, поэтому действуют строгие правила. Также мы формируем сообщество психологов :). Подробнее — https://pirogova.by/raspisanie-meropriyatij/intervision.
Супервизию можно определить как метод индивидуального обучения, проводимый супервизором, где все построено вокруг работы одного конкретного психолога, идет фокусировка на его конкретных вопросах, возникающих при работе с клиентами. Балинтовская группа — особый формат супервизии, основанный на групповой дискуссии относительно представленного в устной форме психотерапевтического случая.
Очень часто эмоциональное выгорание настигает тех, кто не умеет грамотно выстраивать коммуникацию с коллегами и клиентами, например, формировать доверие, обсуждать условия контракта (в частности, разграничение ответственности, правила взаимодействия и вопросы стоимости). Совершенствование коммуникативных навыков может проходить в формате групповых тренингов общения, ассертивности, уверенного поведения и пр. Для клинических психологов могут быть полезны коммуникативные тренинги, проводимые для врачей (к примеру, в рамках Калгари-Кембриджской модели).
Важнейшим направлением в профилактике эмоционального выгорания является прохождение личной психотерапии и работа специалиста над собой. О.И. Бабич установила, что вероятность эмоционального выгорания снижается по мере усиления интернальности, развития позитивного восприятия себя и мира, осмысленности жизни. Полезными упражнениями будут техники, используемые в позитивной и когнитивно-поведенческой психотерапии, — техники деконтаминации (нахождение позитивных примеров из практики и жизни, поиск смысла выгорания), выявление автоматических мыслей, переформулирование деструктивных убеждений и др.
Ресурсореконструктивные стратегии нацелены на развитие новых ресурсов и/или реконструкцию системы ценностно-смысловых ориентиров. Здесь наиболее эффективным может оказаться экзистенциальный подход.
А. Лэнгле предложил поэтапную терапию эмоционального выгорания, целью которой является выращивание аутентичных экзистенциальных установок. На первом этапе аналитик помогает определить дефициты в сфере фундаментальных мотиваций, которые можно коротко представить в виде четырех вопросов: «Я есть. Но могу ли я быть?», «Я живу. Но нравится ли мне жить?», «Я есть Я. Но имею ли я право быть таким?», «Я есть. Для чего это нужно?» Так происходит переключение человека с внешних условий на его установку по отношению к жизни, на структуру смысла. Постепенно в ходе анализа «выращиваются» аутентичные экзистенциальные установки.
Также полезной будет работа над «принятием абсурда» (по Камю) для формирования «фатализма «невыгорающего».
Наилучший эффект в профилактике выгорания достигается при интегральном подходе, когда три стратегии помощи используются одновременно.
© Татьяна Пирогова
Меня зовут Татьяна Пирогова, я психолог, клинический психолог. Опыт работы 15 лет.
Провожу краткосрочное консультирование (от 1 сессии) и длительную терапию (в том числе провожу личную терапию для психологов).
Подробнее обо мне, проблемах, с которыми я работаю, и стоимости консультации вот здесь — https://pirogova.by/